Лекция первая. «Куда летит стрела?»

Ученики столпились перед массивной дубовой дверью кабинета магии времени. Испещрённая непонятными символами дверь была плотно закрыта, вместо ручки красовалось медное кольцо в виде змея, кусающего собственный хвост. Металлическая змеюка вела себя совершенно неподобающим образом. Вместо того, чтобы чинно красоваться на фоне потемневшего дерева, змеища извивалась и угрожающе шипела на всякого, кто осмеливался протянуть руку. Охотников становилось всё меньше, а перспектива попасть на лекцию всё призрачнее. «Боря! – послышался из-за двери укоризненный голос, – отправлю в переплавку!» Змей мгновенно присмирел и прикинулся «самым обычным медным кольцом, тем самым, за которое так удобно тянуть створки вот этих старых дверей».

Шагнувшие в класс ахнули: аудитория казалось бескрайней. Под ногами плескались воды океана, на стенах (были ли на самом деле стены?) сменяли друг друга пейзажи и невиданные города с архитектурными диковинками, над головой раскинулось звёздное небо. Проекции не просто сменяли друг друга – там, за невидимыми стенами, плавно и постоянно менялось время года. И повсюду были часы всевозможных конструкций и форм. Едва слышное мягкое тиканье наполняло пространство.

Вместо преподавательского стола красовались качели, в которых уютно устроилась девушка в зелёной мантии. Поигрывая миниатюрным макетом синей телефонной будки, она указала на кресла-мешки, хаотично «разбросанные» по классу.

– Добрый день! Сегодня мы с вами начинаем изучать магию времени, но прежде всего давайте попробуем определиться с понятием что же такое время.

Взметнулся лес рук и со всех сторон посыпалось: «Время – это очень просто, это расстояние от одного события до другого!», «Время подобно реке, оно течёт!», «Нет, оно пролетает, как снитч. Его никогда не хватает и не ухватишь…», «Сказал тоже! Оно мучительно тянется в каморке у Филча!», «Время – это часы и минуты, рассвет и закат, это сутки, месяц, год, календарь и…»

Всё верно, именно так мы воспринимаем время, но представьте, что мы покинули Землю и оказались в космосе где нет ни закатов, ни рассветов, нет привычных нам земных суток. Что такое время здесь?

С древних времён мудрецы спорят о том, что же такое время, какова его природа. Философы, физики, математики, биологи, психологи, астрономы – каждая наука выдвигает свои доводы и спорам этим не видно конца.

На мой взгляд, очень хорошо сказал о времени мудрец древности Блаженный Августин: «Что такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время. Если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю».

Существует множество теорий, объясняющих время, и мы коснёмся их на наших будущих занятиях.

Практически каждый человек не отказался бы быть Повелителем Времени. Как здорово распоряжаться своим временем так, чтобы его хватало на всё! Ускорять в часы скуки и растягивать в минуты удовольствия. А путешествия во времени? Как соблазнительно заглянуть на несколько лет вперёд или мгновенно попасть в другое измерение! Многие хотели бы исправить «ошибки прошлого», но возможно ли это? Пусть маховиков времени больше не существует, тем не менее мы с вами попробуем подружиться со временем, сделать его своим союзником на жизненном пути. Попытаемся разобраться страшна ли лень или она, по расхожему выражению, всё же является «двигателем прогресса». Всё у нас впереди, а пока…

В древности человек впервые задумался о времени, наблюдая смену дня и ночи, череду времён года, создавая первые примитивные приспособления для отсчёта времени. Из глубины веков пришли к нам символы времени: мировое древо (связь прошлого, настоящего и будущего), горящая (тающая) свеча, змей-уроборос, вечно кусающий свой хвост (символ цикличности бытия), песочные часы. Это лишь некоторые символы времени, о других вы расскажите мне в ваших домашних работах.

Постепенно человечество пришло к пониманию, что время может двигаться в одном направлении от прошлого – через настоящее – к будущему. Но куда исчезает прошлое, сколько длится настоящее и существует ли будущее?

Вопросы эти волнуют пытливые умы уже многие тысячелетия.

Помните знаменитое высказывание Гераклита? «В одну реку нельзя войти дважды», ­ - утверждал учёный. О нет, возражал другой мудрец по имени Кратил, в одну и ту же реку невозможно войти и один раз, ибо настоящее мгновенно становится прошлым.

Мгновение… Сколько оно длится для человека? Интересный эксперимент был проведён в 2014 году группой нейрофизиологов Массачусетского технологического института. Оказалось, что для того чтобы увидеть, а затем сохранить в памяти изображение, человеку требуется всего лишь 13 миллисекунд. Впечатляюще, да? Правда, экспериментаторы ничего пока не сообщают о скорости восприятия информации другими органами чувств.

- Я совершенно запуталась, - расстроилась Алиса. - Как вы во всем этом разбираетесь?

- Ничего особенного, - ответила Королева. - Просто мы с тобой живем в РАЗНЫЕ стороны. Ты - туда, а я - обратно.

- У меня в голове от всего этого ужасная путаница! - пожаловалась Алиса.

- Это все потому, что ЗДЕСЬ тебе приходится жить не туда, а обратно. Поначалу у всех голова идет кругом, - утешила ее Королева.

- Жить обратно! - воскликнула Алиса. - Я не сумею!

- Зато, - продолжала Королева, - всегда помнишь, что будет ПОТОМ.

- Я помню только то, что было РАНЬШЕ, - сказала Алиса. - Того, что еще не случилось, помнить невозможно!

- Жалкая память! - пожала плечами Королева. - Помнить то, что уже было, каждый может.

(Льюис Кэрролл. Зазеркалье)

В 1881 году, за 14 лет до выхода романа Герберта Уэллса «Машина времени», в нью-йоркской газете The Sun была опубликована новелла Эдварда Митчелла «Часы, которые шли назад». Это первое литературное произведение, в котором описывается путешествие во времени с помощью техники. «Я могу погибнуть; но могу и проснуться. Прошлое, настоящее, будущее – всё переплетено друг с другом, и перемещаться можно туда и сюда, вперед и назад», – восклицает герой новеллы профессор Ван Стопп.

Не пожалейте времени, прочитайте. Рассказ небольшой, но мысли, которые высказал Митчелл, думаю, будут интересны магу, работающему со временем.

С появлением теории относительности Альберта Эйнштейна, постулировавшей фундаментальную связь между пространством и временем, тема путешествий во времени перестала казаться невероятной.

По сути, все мы – путешественники во времени с билетом в один конец. Станция назначения – Будущее. Вопрос в другом: есть ли возможность обогнать современников и заглянуть в будущее раньше других?

Да, и среди нас есть такие путешественники во времени – это космонавты. Космонавт, работающий на космической станции, движется по орбите со скоростью более 27 тысяч км в час. Скорость движения станции – это первый фактор, влияющий на время. Второй фактор – удалённость от Земли. Чем дальше космонавт от поверхности планеты, тем меньше сила гравитации, воздействующая на него и на станцию. Интересно то, что два эти фактора вместе влияют на время в разных направлениях. Большая скорость замедляет течение времени на космической станции и будь этот фактор единственным, космонавты при возвращении на Землю оказывались бы в собственном будущем. Гравитация, напротив, ускоряет время на станции и, если бы действовал лишь эффект гравитационного замедления времени, космонавты возвращались бы на Землю в собственное прошлое. Поскольку фактор скорости всё же количественно больше гравитационного фактора Земли, то постепенно накапливается замедление времени. Пусть это незначительные доли секунды, но они есть! В среднем, за 6 месяцев полёта по околоземной орбите, космонавт может попасть в будущее на целых 0,007 секунды.

Мало, скажете вы? Важна сама возможность и она доказана. Научится ли человечество путешествовать во времени – это вопрос будущего. Правда, есть возражение против, высказанное Стивеном Хокингом, который считает, что на такие путешествия природой наложен запрет: «Если путешествия во времени возможны, то где в таком случае путешественники?» Соблюдают статут секретности?

Через 15 секунд прозвенит звонок, поэтому забирайте домашнее задание, и до встречи на следующей лекции.

Домашнее задание

Для выполнения домашнего задания выберите любые четыре вопроса.

1. «Время течёт, время истекло», – часто говорим мы. Как вы считаете, откуда появилось представление о течении времени?

2. Жил-был учёный, биохимик, широко известный в мире. Правда, известность он получил совсем на другом поприще, на литературном. Знаменит он в том числе и тем, что «изобрёл» вещество с выдающимися свойствами, связанными с магией времени. Впрочем, ему принадлежит и ряд других изобретений. Попробуйте назвать это вещество и кратко рассказать о его свойствах.

3. Что происходит с прошлым, когда мы его покидаем? Исчезает ли оно бесследно и кто (или что) помогает ему исчезнуть, чтобы освободить пространство для нового мира? На этот вопрос попытался ответить другой замечательный писатель, с творчеством которого вы несомненно знакомы.  Назовите автора и произведение.

4. Опишите возможные способы путешествия в прошлое или будущее, не противоречащие данным современной науки.

5. Выберите один из символов времени не упомянутых в лекции и расскажите о нём более подробно.

6. Перескажите или придумайте свою легенду о времени.

Подпись автора

Миринда